Статьи » Управление авто в сложных условиях
Правила безопасного передвижения во время дождя 22.07.10
Во время дождя.
В сильный дождь движение автомобилей затруднительно. Резко ухудшается видимость, сужается поле зрения водителя. Во время сильных дождей большинство проселочных дорог и участков местности, особенно с глиняным и черноземным грунтом, становятся труднопроходимыми. На них образуются глубокие колеи, что приводит к повышению коэффициента сопротивления качению.
Кроме того, при сильном дожде значительно снижается сцепление колес с дорогой и увеличивается тормозной путь.
О правилах передвижения в дождь по мокрой дороге читайте ниже.
Установлено, что в начале дождя коэффициент сцепления уменьшается почти вдвое из-за того, что дорожная пыль, смоченная водой, превращается в жидкую грязь, по которой скользят колеса.
При продолжительном дожде грязь смывается, и коэффициент сцепления несколько повышается.
При движении в дождь нужно, прежде всего, включить стеклоочистители, снизить скорость движения, избегать обгона, резких поворотов и торможений. Напомним, что щетки стеклоочистителей должны перемещаться быстро, с частотой не менее двух качений в секунду. Медленно двигающиеся щетки надолго перекрывают отдельные зоны обзора.
Встречаемые на пути движения лужи лучше объехать (под водой могут оказаться крупные камни, канавы и т. п.) или проезжать с пониженной скоростью. При движении вдоль тротуаров и через пешеходные переходы водитель обязан следить за тем, чтобы брызги из-под колес не попали на пешеходов.
В сильный дождь и при высокой скорости движения на дорогах с твердым покрытием у легковых автомобилей наблюдается гидроскольжение, так называемое аквапланирование. Обычно колеса при движении по дороге, покрытой водой, вгоняют ее в пазы рисунка протектора или выдавливают наружу через шероховатости покрытия дороги. При большой скорости движения и большом количестве воды на дороге колесо не успевает сделать этого, и тогда под ним остается какой-то слой воды, который поднимает колесо, и оно плывет. Малая глубина рисунка протектора («лысая» покрышка), низкое давление воздуха в шинах и гладкое дорожное покрытие способствуют появлению аквапланирования даже при небольших скоростях движения, так как колесо не успевает выгнать воду из-под себя. Сила сцепления становится равной нулю. Колесо находится в свободном скольжении по водяной пленке, и возможность водителя управлять автомобилем в этот момент также практически равна нулю.
Аквапланирование начинается по-разному на машинах с разными типами привода.
У заднеприводного автомобиля этот эффект наблюдается вначале на передней оси. Опытный водитель может почувствовать момент начала аквапланирования. Руль становится «мягким», реакция дороги более не ощущается.
Аквапланирование переднеприводного автомобиля, как правило, начинается с задних колес. Поскольку передние являются ведущими и «вытягивают» автомобиль, водитель может ничего подозрительного и не заметить, даже увеличив скорость. Однако самое незначительное притормаживание, даже сброс газа, способно развернуть машину.
Как было сказано выше, состояние шин — это один из факторов, от которого зависит, как поведет себя машина на мокрой протектора могут быть склонны к аквапланированию.
При одной и той же скорости специальный «дождевой» рисунок помогает «держать» контакт, тогда как под обычным протектором отчетливо наблюдается начальная стадия возник¬новения аквапланирования.
Так что любому автомобилисту нужно знать об основных визуальных признаках «водоотталкивающих» покрышек. В рисунке их протектора обязательно присутствуют центральная продольная, довольно глубокая, канавка и разветвленные попе¬речные прорези «навылет».
Особенно эффективен направленный рисунок протектора, когда водоотводы образуют «елочку». При вхождении вершины этой «елочки» в начало контакта покрышки с дорогой вода вытесняется по ее «ветвям» назад и в стороны от шины.
И еще одно существенное замечание об использовании протектора с направленным рисунком. Если при монтаже покрышки на диск по ошибке установить рисунок «перевернутым», то ; вода будет не вытесняться, а, наоборот, «закачиваться» от бо¬ковин к центру пятна контакта со всеми малоприятными последствиями.
Что касается других упомянутых выше факторов, «способствующих» аквапланированию автомобиля,— толщины водяной пленки и скорости движения, то говорить о каких-то апробированных методиках контроля пока сложно.
Кроме этого, есть немало других, достаточно случайных обстоятельств, влияющих на поведение автомобиля и его склонность; к аквапланированию.
В качестве примера приведем амортизатор. Многочисленные!
тесты доказали: вполне работоспособный, изношенный на 50%;
амортизатор уже активно ухудшает ситуацию.
А ведь еще есть рулевой механизм, подвеска в целом, параметры развала и схождения, распределение нагрузки по осям и другие параметры...
Поэтому, чтобы избежать неприятностей, связанных с аквапланированием, мы рекомендуем при езде в дождь придерживаться следующих правил:
• Прогнозируйте возможность аквапланирования. Если появились сомнения в управляемости автомобиля на мокрой дороге — снижайте скорость.
• Наблюдайте за поведением впереди идущих и обгоняющих вас автомобилей. При этом не стоит брать в расчет их скорость, так как у них может стоять лучшая резина, они могут быть тяжелее, ими могут управлять водители, переоценивающие свои возможности контроля. Обращайте внимание только на то, как автомобиль ведет себя на дороге.
• Перед лужей лучше отпустите акселератор.
• Въезжая в лужу, заранее придайте автомобилю нужное направление движения.
• Твердо держите руль обеими руками и будьте готовым к рывкам в сторону.
• Потеряв контакт с дорогой, не выворачивайте руль слишком круто.
Помните, что аквапланирование гораздо легче предотвратить, чем прекратить.
Поэтому не экономьте на шинах, не старайтесь обогнать все, что движется, и не летайте по лужам.
Но мокрая дорога таит в себе и другие опасности. Так, очень внимательным надо быть при торможении и остановке.
Для остановки автомобиля на мокрой дороге необходимо:
• снизить скорость движения до 15 км/ч;
• плавно нажать на педаль тормоза, не выключая сцепления;
• перед самой остановкой выключить сцепление. Для быстрой остановки автомобиля следует:
• прекратить нажимать на педаль дроссельной заслонки;
• не выключая сцепления, быстро выжать тормозную педаль на У2—% ее хода и отпускать до % хода, не доводя колеса до блокировки;
• нажимать и отпускать педаль до остановки автомобиля, перед самой остановкой выключить сцепление.
Если при торможении колеса заблокировались, значит, по-глощения кинетической энергии движущегося автомобиля за счет трения тормозных накладок о барабаны уже не происходит, а вся энергия поглощается через небольшую площадь соприкосновения шин с дорогой. Энергия поглощается медленнее, и тормозной путь скользящего автомобиля увеличивается.
Автомобиль с заблокированными колесами, скользящий по дороге, уподобляется саням с резиновыми полозьями. При юзе часто возникает потеря устойчивости, занос автомобиля, потеря управления. Если начался занос по причине блокировки колес,
Нужно:
• немедленно отпустить педаль тормоза;
• повернуть колеса в сторону заноса, а затем вновь повернуть их в направлении движения автомобиля;
• слегка нажать на педаль дроссельной заслонки. При небольшом увеличении числа оборотов двигателя тяговое усилие, подводимое к ведущим колесам, препятствует боковому скольжению автомобиля, вызванному тормозной силой;
• выровнять рулем автомобиль.
Помните, что пользоваться ручным центральным тормозом на мокрой, скользкой дороге не рекомендуется, так как его Действие вызывает блокировку колес.
С наступлением темноты в дождливую погоду надо быть особенно осторожным, так как в сумерках из-за преломления Лучей света в дождевых каплях на ветровом стекле значительно ухудшается видимость.
По материалам сайта avtonovichek.ru
источник: http://road2.ru