Статьи » Советы автолюбителям
Управление автомобилем с прицепом 03.08.10
В дорогу с прицепом.
Прицеп — это безмоторная повозка,буксируемая автомобилем или тягачом и служащая для перевозки грузов.
В зависимости от грузоподъемности прицепы выполняются одно, двух и многоосными. Буксирование осуществляется с помощью дышла, шарнирно соединенного со сцепным устройством тягача. Возможность поворотного движения без скольжения колес обеспечивается поворотным устройством, выполненным в виде поворотного круга или шарнирного четырехзвенного механизма.
Обычно с легковыми автомобилями используются одноосные прицепы, прошедшие испытания, сертифицированные и имеющие регистрационные знаки. В зависимости от установленной предприятием изготовителем разрешенной максимальной массы, то есть массы прицепа с грузом, они делятся на:
• «легкие» с разрешенной массой не более 750 кг. Могут быть как с тормозной системой, так и без;
• «тяжелые» с разрешенной массой более 750 кг. Обязательно должны быть оборудованы тормозной системой.
Автомобиль-тягач должен быть оборудован стандартным тягово-сцепным устройством, штепсельной розеткой и двумя зеркалами заднего вида на удлиненных кронштейнах, если прицеп шире тягача, например прицеп-дача.
На всех прицепах необходимо возить 2 подкладочных клина Для установки под колеса при остановке на уклонах.
Прицеп вносит серьезные особенности в управление автомобилем, поэтому от водителя требуется повышенное внимание. Остановочный путь и время разгона такого автопоезда увеличивается, а маневренность и проходимость ухудшаются. Поэтому автомобиль с прицепом водят на невысокой скорости, без резких ускорений и торможений.
При маневре следует проявлять максимальную осмотрительность с учетом увеличения общей длины автопоезда и создаваемого им коридора поворота.
Транспортные средства и иные препятствия на дороге Объезжают с увеличенным интервалом, а возвращаются на свою Полосу после объезда — на значительно большем удалении от объезжаемых объектов. Обгон при движении с прицепом выполняют очень осторожно: обгоняют лишь тихоходные транспортные средства. При этом следует учитывать, что зона обгона значительно увеличивается за счет уменьшения относительной скорости между обгоняющим и обгоняемым, а также за счет увеличения зоны возвращения на свою полосу движения после обгона.
Легковому автомобилю с прицепом, как и любому другому автопоезду, свойственна склонность к «складыванию» — явлению, когда прицеп набегает на автомобиль и стремится сдвинуть его в сторону, вызывая занос. Это происходит обычно при торможении и наиболее часто — при торможении на повороте.
Учитывая это, не следует тормозить при разъезде с встречными транспортными средствами, на поворотах, при объезде препятствий; скорость лучше погасить заблаговременно. Складывание, если оно началось, выравнивают немедленным прекращением торможения и увеличением скорости.
При движении по грунтовым дорогам маневрирования избегают. Нельзя ехать между колеями: прицеп может сползти в одну колею, а автомобиль при этом будет стянут в другую. При переезде канав, ям и других препятствий разгон начинают лишь после того, когда прицеп преодолеет это препятствие. Движение задним ходом с прицепом требует определенной сноровки. Поэтому, прежде чем отправляться в путь, стоит провести несколько тренировок на ровной площадке.
Очень важно правильно разместить груз в прицепе. Нормальным считается такое его положение, когда прицеп своим дышлом опирается на буксирное устройство автомобиля с усилием 35—95 кг. Это усилие создается, если центр масс прицепа с грузом расположен на несколько сантиметров впереди оси колес прицепа. При этом усилии дышло сравнительно легко поднимается одним человеком.
Смещение груза (и соответственно центра масс снаряженного прицепа) на большее расстояние вперед от оси колес прицепа вызывает пропорциональное увеличение нагрузки на тяговосцепное устройство автомобиля, которая, в свою очередь, стремится сильнее прижать заднюю часть автомобиля к земле и, наоборот, поднять переднюю.
Это крайне нежелательно, так как ухудшается контакт передних колес с дорогой и автомобиль становится хуже управляемым. Кроме того, на передних колесах не может быть создана большая тормозная сила, так нужная при движении с прицепом (кстати, у автомобиля без прицепа именно на передних колесах создается наибольший тормозной эффект, значительно больший, чем на задних). Все это противоречит требованию иметь высокие тормозные качества автопоезда, если повысилась общая снаряженная масса.
Размещение груза в задней части прицепа вызывает, естественно, и перемещение центра масс прицепа за ось колес (по ходу движения). Тогда дышло прицепа стремится подняться вверх и разгрузить задние колеса автомобиля. Соответственно уменьшаются сцепная масса, приходящаяся на заднюю ось автомобиля, и силы сцепления на задних колесах. Это, в свою очередь, ухудшает устойчивость автомобиля, делает его склонным к заносу, не обеспечивает реализацию увеличенной силы тяги, нужной при движении с прицепом.
Здесь опять налицо противоречие: автомобиль с прицепом должен обладать повышенной устойчивостью, а при такой загрузке прицепа она, наоборот, уменьшается.
Кстати, стоит отметить, что для некоторых грузов нужны специальные прицепы. Например, для катеров нужны специализированные "каталки".
Из сказанного вытекает вывод, что загрузка прицепа, вызывающая сильное смещение его центра масс вперед или назад за оси колес прицепа, недопустима.
Водитель должен очень строго подходить к размещению груза на прицепе и тщательно контролировать его после каждого изменения нагрузки прицепа в результате частичной разгруки или догрузки.
Помимо неправильной загрузки прицепа, виновными в опасном и непредсказуемом поведении автомобиля с прицепом на дороге могут быть шины.
Дело в том, что некоторые прицепы годами простаивают на стоянке, в гараже или попросту в саду владельца. Разумеется, шины в таком случае практически утрачивают свои рабочие характеристики и выходят из строя.
Поэтому прежде чем использовать прицеп, следует поменять резину, чтобы избежать неприятностей в пути.
Кроме того, перед каждым выездом необходимо проверять:
• надежность сцепки;
• крепление колес;
• давление в шинах;
• работу наружной световой сигнализации;
• выключен ли стояночный тормоз;
• надежность закрепления опорного колеса или стойки в верхнем положении;
• целостность защитного чехла устройства управления (при поврежденном чехле начинается быстрое изнашивание направляющей втулки);
• нагрузку на прицепном устройстве.
источник: http://road2.ru