Статьи » Эксплуатация авто
Контроль автомобиля, системы помощи автомобилисту 03.07.10
Системы контроля над авто, электронная начинка вашей машины.
К счастью для автолюбителей, прогресс не стоит на месте. И сегодня многие процедуры проверки и контроля, которые раньше выполнял водитель во время проведения различных ТО, возложены на саму машину.
Нынче многие автомобили снабжены электронной системой управления. Первые серийные образцы появились еще в 1970-х годах. Ее принцип заключается в следующем: на вход подается сигнал с датчика или переключателя, обработав который электроника задействует тот или иной исполнительный механизм В современных автомобилях насчитывается более десятке электронных блоков управления. Чтобы контролировать и синхронизировать их работу, все чаще используют принцип мультиплексирования, при котором несколько различных сигналов передают по одному каналу.
В бортовую сеть, как правило, входит несколько шин, ми каждой из которых «висит» один задающий блок и несколько ему подчиненных. В сигнале задающего блока зашифрована нужная информация. В случае отказа того или иного устройства самодиагностика выявит «самое слабое звено» без подключена к стационарным диагностическим комплексам.
С самой распространенной самодиагностической функцией многие водители сталкиваются каждый день, запуская двигатель На панели ненадолго загорается и гаснет надпись «Check engine» или контур мотора: электроника, опросив несколько дат1 и сообщает, что мотор исправен.
Основная задача — при отказе какого-то элемента скорректировать работу исправных узлов, например перевести их на безопасную «обходную» программу. Сигнализаторы недостаточного уровня масла, тормозной или охлаждающей жидкостей и уже стали обыденностью.
Чем дальше, тем подобного рода проверок становится. Если поначалу самодиагностика была пассивной и лишь
оповещала водителя о поломке, то теперь машина не только говорит хозяину «я сломалась», но и помогает предотвратить неприятность. Например, за работой большинства современных двигателей постоянно следит диагностический блок On-Board Diagnostic (OBD). Он способен регулировать подачу топлива, отслеживать продолжительность горения смеси в цилиндре.
Эти параметры чрезвычайно важны для полноценной и долговременной работы каталитического нейтрализатора, который может выйти из строя даже из-за кратковременного отклонения в составе смеси. Всего одна пропущенная вспышка за 400 оборотов коленчатого вала будет зафиксирована OBD, и точность эта продолжает расти.
Сегодня речь идет о внедрении электроники в процесс эксплуатации и управления автомобилем.
Примеры «поумневших» диагностических систем встречаются на многих иномарках: интервал между посещениями сервиса для планового техобслуживания напрямую зависит от «воли» бортового компьютера. Исходя из средней скорости движения, количества моточасов и пройденного километража, он назначает время визита на станцию техобслуживания.
Но это не предел возможностей управляющей электроники: in с чаще она действует в интересах активной безопасности.
Падение давления в шинах представляет серьезную угрозу При езде на больших скоростях. Тема эта близка не только шинникам, но и разработчикам электронных устройств.
Так, например, «Моторола» предлагает монтирующийся и стандартный вентиль шины датчик: он работает в паре с бортовым приемником. Стоит давлению упасть ниже нормы — и водитель тотчас узнает об этом.
А на некоторых автомобилях бортовой компьютер включит насос, который подкачает «проблемное» колесо.
Как вы видите, конструкторы стараются максимально упростить процесс обслуживания автомобиля и, возможно, в будущем водителю не обязательно будет знать, какое масло надо заливать
в двигатель или коробку передач, через сколько километром следует менять воздушный фильтр или охлаждающую жидкость, как проверить тормоза и многое другое, без чего сегодня трудно себе представить эксплуатацию автомобиля. Но это, возможно, будет в будущем, а пока выполняйте все рекомендации по техническому обслуживанию вашей машины, и у вас не будет с ней проблем.
источник: http://road2.ru